Вакуумирование кондиционера своими руками: технология по проведению работ + ценные рекомендации

Ошибки при вакуумации сплит-систем

В отсутствии измерителя вакуума монтажники кондиционеров ориентируются по данным давления на манометре – ждут падения стрелки ниже нулевой отметки, после чего завершают вакуумизацию. Это глубочайшая ошибка!

Вакуумирование кондиционера своими руками: технология по проведению работ + ценные рекомендации

Достижение предельного минуса по манометру низкого давления не является целью вакуумации. Для устранения влаги высоковакуумную атмосферу в контуре следует держать более 30 минут после выхода манометра в минус

Следует продолжать поддерживать атмосферную разреженность в фреоновом контуре как минимум полчаса при выключенном насосе, чтобы испарить и вывести влагу из климатического прибора. Эта операция называется опрессовкой.

Если в ходе вакуумной опрессовки синий манометр покажет самопроизвольную нормализацию давления – стрелка перейдет с нуля на единицу – наблюдается разгерметизация. Проверяем крепления шлангов к манометрической системе, к кранам на уличном сплит-блоке и вакуум-насосе.

Вакуумирование кондиционера своими руками: технология по проведению работ + ценные рекомендации

Новая сплит-система штатно заправлена фреоном, изолированным во внешнем блоке. Завершив вакуумирование, нужно не отсоединяя шланга от сервисного штуцера (вакуум в контуре должен сохраняться) снять заглушки и открыть краны шестигранным ключом, впуская хладагент в контур

Не обнаружив слабого крепления между этими приборами, ищем монтажный дефект – перетянутые или незатянутые гайки на медных трубках магистрали, либо некачественную вальцовку их концов.

Вакуумация хладагентной магистрали эффективна, если только температура в зоне расположения внешнего блока кондиционера превышает +15оС. Вода при низких уличных температурах в условиях разреженной атмосферы не испаряется, а замерзает –  вывести ее из трубной магистрали практически невозможно.

К примеру, при +30оС достаточно 40 мбар, чтобы испарить имеющуюся в холодильном контуре воду. А при 0оС потребуется снизить давление до глубокого вакуума – ниже 6 мбар, иначе испарения и отвода влаги не будет.

Вакуумирование кондиционера своими руками: технология по проведению работ + ценные рекомендации

Чем более холодна атмосфера в месте размещения внешнего кондиционерного блока, тем более высокий вакуум и больший срок требуются для отвода влаги перед запуском в контур фреона

Поэтому вакуумацию требуется выполнять либо в теплый сезон, либо со специальным подогревом теплообменника внешнего сплит-блока (например, тепловой пушкой) в течение всего времени, пока в подготавливаемой фреоновой магистрали поддерживается вакуум.

Заметим, что продувка контура фреоном, практикуемая нерадивыми монтажниками, должного результата по устранению воздуха и влаги дать не может. Это лишь бесцельный расход фреона, кстати, недешевого.

Ошибки установщиков кондиционеров

Установить сплит-систему можно не более чем за полчаса. Так могут сказать только те люди, которые не делают вакуумирование или производят ее неправильно. Так, основная ошибка установщиков климатического оборудования—это вытеснение воздуха фреоном. Сам процесс может и эффективен, но есть один большой недостаток. Производители кондиционеров запрещают проведение подобных вмешательств. Даже если получится вытеснить воздух таковым методом, то позже, это может привести к другим проблемам. В случае поломок устройства в период действия гарантийного талона, работники ремонтного сервиса выявят недостаток хладагента в системе. На утечку газа списать недостаток фреона вряд ли получится.

Продувка хладагентом используется только в тех случаях, когда нет возможности воспользоваться стандартным способом. А как показывает практика, многие установщики кондиционеров активно пользуются неверным методом, так как на это уходит минимальное количество времени.

Подготовка

Прежде чем приступить к заправке/дозаправке кондиционера следует провести подготовительные работы.

Чистка

Чистка кондиционера – обязательный этап подготовки перед заправкой. Причем выполняется она прежде любых других работ. Ее выполняют, чтобы гарантированно получить оптимальные режимы работы всех узлов и агрегатов системы. Это позволит убрать погрешности измерений и упростит поиск проблемных участков.

Обязательно чистят фильтры, вентилятор и радиаторы внутреннего блока

Однако основное внимание необходимо уделить наружному блоку сплит-системы.. Последовательность работ по его обслуживанию включает:

Последовательность работ по его обслуживанию включает:

  1. Отключение оборудования от питающей электрической сети.
  2. Механическую очистку (удаление загрязнений), а именно:
    • чистку кожуха с внешней стороны;
    • его демонтаж;
    • удаление мусора во внутреннем пространстве блока.
  3. Промывку узлов, которую выполняют в следующем порядке:
    • Защищают от попадания влаги электронный блок (этап обязательный, поскольку вода в электронной схеме может вызвать ее полный выход из строя и необходимость дорогостоящего ремонта). Для защиты достаточно тщательно закрыть поверхность узла полиэтиленом.
    • Очищают лопасти и другие внешние элементы конструкций вентилятора от пыли и налипшей грязи. Промывку ведут влажной губкой.
    • Влажной губкой очищают поверхность конденсатора.
  4. Накопившуюся в труднодоступных местах пыль убирают пылесосом.
  5. Очищают поверхность радиатора. Пыль и грязь счищают щеткой, затем производят промывку поверхности напором воды или пароочистителем.
  6. Производят установку кожуха, дальнейшие работы выполняют только после полного высыхания.

Самостоятельные чистка и обслуживание электронного блока не допускаются! Эту работу могут выполнить только специалисты сервисной компании с соответствующим уровнем подготовки. Выход электроники из строя из-за вмешательства пользователя считается негарантийным случаем!

Проверка герметичности

Эти подготовительные работы проводят, если расход фреона в системе превышает допустимые значения. Они необходимы, если утечка в течение сезона оказывается выше 8-10%.

Наиболее частые проблемные места – стыка трубопроводов и блоков, где имеет место нарушение герметичности. В большинстве случаев для их обнаружения достаточно визуального осмотра.

В случае, если существующая проблема не выявлена в процессе осмотра, прибегают к более точным (и, естественно, сложным) методам.

Опрессовка и вакуумирование

Этот этап не обязателен при отсутствии проблем с герметичностью системы. В то же время, если производился поиск мест утечки, без его проведения не обойтись.

Опрессовка

Под этим термином подразумевают заполнение системы азотом под давлением, соответствующим максимально допустимому для системы. Используют для этих целей манометрический коллектор, который позволяет контролировать давление в системе. Предельное значение можно посмотреть в технической документации или на шильдике на блоке сплит-системы.

Азот подают до достижения давлением максимальной величины, после чего закачку системы газом останавливают и контролируют показания манометра. В исправном (герметичном) контуре они должны оставаться неизменными. Падение давления свидетельствует о наличии проблемных участков и требует повторения их поиска.

Каким способом заправляете кондиционер Вы?

СамостоятельноВызываю мастера

Вакуумирование

Этот этап подготовки проводят после восстановления герметичности и опрессовки системы. Его суть – в полной откачке газа (жидкости) из контура.

Работы ведут в следующем порядке:

  1. Присоединяют вакуумный насос к подключенному в систему манометрическому коллектору.
  2. Включают насос, открывают на коллекторе газовый вентиль.
  3. Оставляют насос в работе до достижения минимума давления в системе. Контроль за давлением ведут по шкале манометра.
  4. Отключают насос, газовый вентиль перекрывают.
  5. Коллектор оставляют подключенным, вентили закрытыми, чтобы предотвратить попадание воздуха в контур перед заправкой.

Мнение эксперта
Торсунов Павел Максимович

Вакуумный насос должен быть оборудован обратным клапаном. Выполнение этого условия защитит систему от попадания масла.

Вакуумирование холодильного контура

Внешний блок кондиционера идёт с завода заправленным, то есть в нём находится фреон в необходимом количестве. Не дают ему выйти наружу закрытые трёхходовые клапаны.

После монтажа у нас получается система состоящая из внутреннего блока и соединительных трубок, заполненных атмосферным воздухом с содержащимися в нём примесями и влагой.

Для нормальной работы нам необходимо удалить воздух и влагу из системы, после чего открыть вентили, запустив фреон.

Процесс вакуумирования

Подсоединяем манометрический коллектор к вентилю на кондиционере (шланг низкого давления-синий)

Вакуумирование кондиционера своими руками: технология по проведению работ + ценные рекомендации

Подсоединяем заправочный шланг к вакуумному насосу (жёлтый)

Вакуумирование кондиционера своими руками: технология по проведению работ + ценные рекомендации

  • Открываем вентиль низкого давления
  • Включаем вакуумный насос
  • После окончания процесса закрываем вентиль на манометрическом коллекторе
  • Только после этого выключаем насос
  • Запускаем фреон в контур открывая вентили на кондиционере шестигранником (оба)

Вакуумирование кондиционера своими руками: технология по проведению работ + ценные рекомендации

Время вакуумирования

Для контроля степени разрежённости в системе существует прибор — вакууметр, шкала которого проградуирована в мБар — хорошие вакуумники изначально комплектуются вакууметрами, но можно использовать и отдельные, например электронные.

Некоторые монтажники ориентируются по давлению манометра —  как только давление падает ниже нуля, они прекращают вакуумирование, считая что воздух удалился и можно прекращать процесс.

Популярные статьи  Бензиновый генератор для дома и дачи: устройство и характеристики агрегата

Но это не правильно. В любом воздухе содержится влага — при вакуумировании она испаряется, поэтому для кондиционеров 7 Btu/h время вакуумации не должно быть меньше 15 минут (зависит от производительности самого насоса), для более мощных систем, соответственно больше.

Выбор вакуумного насоса

Для разных целей необходимо выбирать разное оборудовафние, к примеру для монтажа бытовых кондиционеров понадобится насос с небольшой производительностью, которого вполне хватит для небольшой трассы. А при установке промышленных, VRV систем уже необходимы насосы с высокой производительностью и мощностью.

  • Производительность, л/ч
  • Остаточное давление, Па
  • Мощность двигателя, Вт

От производительности зависит скорость откачки из холодильной системы, указывается в литрах в час.

Остаточное давление характеризует «качество вакуумации», чем меньше это значение, тем лучше, измеряется в Паскалях или мили Барах.

От мощности электродвигателя зависит время непрерывной работы насоса, при длинных трассах в ВРВ системах этот параметр имеет большое значение.

Это самые основные параметры, существует ещё ряд параметров, такие как, количество ступеней, тип насоса — масляный, безмасляный, количество оборотов двигателя и прочие.

«Продувка фреоном»

Многие монтажники практикуют такую процедуру — выгоняют воздух открыв вентиль и открутив одну из гаек, из под неё выходит воздух,после чего её закручивают.

После такого монтажа влага остаётся в системе,последствия этого — окисление медных трубок, повреждение компрессора, забивание ТРВ влагой. А самое главное — значительное сокращение срока службы, таким образом можно загубить любой кондиционер, даже самый дорогой.

Оборудование для вакуумирования и дозаправки

Вакуумирование кондиционера своими руками: технология по проведению работ + ценные рекомендацииДля работы нужны следующие инструменты и приборы:

  • Вакуумная станция для кондиционеров. Перед заправкой хладагента подключается к контуру и осушает его. Манометры на приборе показывают уровень вакуума. В работе мастера используют двухступенчатые модели, которые экономичны в плане расхода электроэнергии, просты в монтаже. Хорошую очистку дают гетерионные вакууматоры для кондиционеров, но редко применяются, так как стоят дорого.
  • Манометрический коллектор.
  • Набор отверток и ключей для работы со штуцерами.
  • Баллон с фреоном для последующей заправки.

Самым важным прибором является насос, который будет герметизировать трубопровод. Удобство в работе создает вес устройства – чем оно легче, тем проще. Модели, которые имеют резиновую опору для снижения уровня вибраций, более удобны в эксплуатации.

При работе насос расходует масло, поэтому индикация его уровня – полезная функция для человека, который постоянно работает с прибором.

Для удаления паров должен быть предусмотрен клапан, а также комплект штуцеров, предназначенный для внешнего блока, через которые происходит эвакуация воздуха.

На рынке лидирует техника немецких, американских, швейцарских производителей оборудования для климатической техники различного ценового уровня. Некоторые китайские фирмы поставляют продукцию, которая не уступает по качеству европейским аналогам, но гораздо дешевле.

Как происходит процедура вакуумирования

Перед проведением вакуумирования следует запастись необходимыми инструментами. Это:

  1. Вакуумный насос;
  2. Станция со шлангами и манометрами;
  3. Баллон с хладагентом, который подходит для сплит – системы;
  4. Отвертки и ключи (шестигранные, газовые, разводные).

Теперь более подробно о том, как вакуумировать кондиционер. На первом этапе присоединяем вакуумный насос через шланги манометрического коллектора к сервисному порту внешнего блока кондиционера. А точнее к его крану. Насос оставляют работать в течение 10 – 20 минут. Время работы напрямую зависит от мощности устанавливаемого устройства. За этот период времени насос выкачивает все лишнее и внутри устанавливается глубокий вакуум.

Наблюдение за процессом вакуумирования ведется по показателям манометра. После достижения нужного показателя вакуума в системе насос отключается, но наблюдение продолжается еще на протяжении получаса. Если давление внутри устройства не меняется, на что указывает застывшая стрелка прибора, значит все в порядке. Все совершенные соединения, а также трасса для циркуляции фреона полностью герметичны. Если за это время наблюдается подъем стрелки манометра, то есть падение вакуума, значит, что какое-то место в системе пропускает воздух. В этом случае следует отыскать негерметичный стык и удалить неисправность.

Наиболее часто утечка происходит вследствие следующих причин:

  • Негерметичное соединение из-за слабой или, наоборот, очень сильной затяжки гайки;
  • Излом одной из медных трубок в процессе установки;
  • Некачественное вальцевание.

Вакуумирование кондиционера своими руками: технология по проведению работ + ценные рекомендации

Удостоверившись в том, что глубокий вакуум достигнут и трасса полностью герметична, можно приступать ко второму этапу. Это запуск фреона в систему. Для этого отсоединяется насос, и открываются фреоновые краны сплит–системы. Оба крана необходимо откручивать шестигранным ключом. Делать это необходимо не торопясь, очень медленно. При открытии кранов появляется шипение. Этот звук говорит о том, что хладагент начал заполнять фреоновый контур оборудования.

После этого кондиционер полностью готов к первому, тестовому запуску. Во время тестирования оборудования проверке подлежат все предусмотренные режимы и соответствие их работы заявленным характеристикам.

Правильно вакуумировать кондиционер – значит обеспечить долгую и бесперебойную работу охлаждающего оборудования.

Типичные ошибки в установке кондиционера

Несоблюдение требований монтажа является частой причиной сбоев в работе сплит-систем и необоснованного увеличения счетов за электричество. Приведем перечень популярных недочетов.

№1. Монтаж в неподходящем месте. Требования к размещению сплит-блоков были рассмотрены выше. Неопытные мастера допускают стандартные ошибки: установка над отопительным прибором или в зоне прямого воздействия солнечных лучей.

№2. Некачественная вальцовка.

Вакуумирование кондиционера своими руками: технология по проведению работ + ценные рекомендацииНаличие шероховатостей, борозд и заусенцев препятствует нормальной циркуляции фреона и ухудшает плотность прилегания к штуцерам. В результате может наблюдаться утечка фреона (+)

№3. Несоответствие объема хладагента длине трассы. Количество фреона прямо пропорционально метражу контура. Если магистраль увеличили/уменьшили, а его объем не откорректировали, то кондиционер работает неправильно, а со временем выходит из строя.

№4. Отсутствие термоизоляции. Отверстие в стене для прокладки магистрали необходимо заполнять пеной. Если этого не сделать, то перепады температур спровоцируют появление конденсата – оседание влаги на бетоне приведет к образованию грибка.

№5. Заломы медных трубок.

Вакуумирование кондиционера своими руками: технология по проведению работ + ценные рекомендацииВ местах перегибов пропускная способность снижена. Как следствие – возрастает нагрузка на компрессор, и прибор вырабатывает положенный ресурс раньше срока

№6. Ненадежное соединение кабелей. Ошибки в обустройстве электропроводки чреваты не только поломкой климатического оборудования, но и возгоранием или ударом тока.

№7. Применение некачественных материалов. Непрочные кронштейны могут не справиться с возложенной нагрузкой, особенно зимой при скоплении на сплит-блоке снега. Предупредительные меры: выбор надежной опоры и установка над уличным блоком защитного козырька.

Вакуумирование и проверка кондиционера

Вакуумирование кондиционера своими руками: технология по проведению работ + ценные рекомендации

В итоге, после всех этапов установки сплит-системы  нам остаётся запустить фреон в кондиционер и проверить его работу.

Вакуумирование холодильного контура

Внешний блок кондиционера идёт с завода заправленным, то есть в нём находится фреон в необходимом количестве. Не дают ему выйти наружу закрытые трёхходовые клапаны.

После монтажа у нас получается система состоящая из внутреннего блока и соединительных трубок, заполненных атмосферным воздухом с содержащимися в нём примесями и влагой.

Для нормальной работы нам необходимо удалить воздух и влагу из системы, после чего открыть вентили, запустив фреон.

Процесс вакуумирования

Подсоединяем манометрический коллектор к вентилю на кондиционере (шланг низкого давления-синий)

Подсоединяем заправочный шланг к вакуумному насосу (жёлтый)

  • Открываем вентиль низкого давления
  • Включаем вакуумный насос
  • После окончания процесса закрываем вентиль на манометрическом коллекторе
  • Только после этого выключаем насос
  • Запускаем фреон в контур открывая вентили на кондиционере шестигранником (оба)

Время вакуумирования

Для контроля степени разрежённости в системе существует прибор — вакууметр, шкала которого проградуирована в мБар — хорошие вакуумники изначально комплектуются вакууметрами, но можно использовать и отдельные, например электронные.

Некоторые монтажники ориентируются по давлению манометра —  как только давление падает ниже нуля, они прекращают вакуумирование, считая что воздух удалился и можно прекращать процесс.

Популярные статьи  Способы бурения скважин: технологические принципы и особенности основных методов

Но это не правильно. В любом воздухе содержится влага — при вакуумировании она испаряется, поэтому для кондиционеров 7 Btu/h время вакуумации не должно быть меньше 15 минут (зависит от производительности самого насоса), для более мощных систем, соответственно больше.

Выбор вакуумного насоса

Для разных целей необходимо выбирать разное оборудовафние, к примеру для монтажа бытовых кондиционеров понадобится насос с небольшой производительностью, которого вполне хватит для небольшой трассы. А при установке промышленных, VRV систем уже необходимы насосы с высокой производительностью и мощностью.

Характеристики на которые необходимо обратить внимание при подборе и покупке вакууматора:

  • Производительность, л/ч
  • Остаточное давление, Па
  • Мощность двигателя, Вт

От производительности зависит скорость откачки из холодильной системы, указывается в литрах в час.

Остаточное давление характеризует «качество вакуумации», чем меньше это значение, тем лучше, измеряется в Паскалях или мили Барах.

От мощности электродвигателя зависит время непрерывной работы насоса, при длинных трассах в ВРВ системах этот параметр имеет большое значение.

Это самые основные параметры, существует ещё ряд параметров, такие как, количество ступеней, тип насоса — масляный, безмасляный, количество оборотов двигателя и прочие.

«Продувка фреоном»

Многие монтажники практикуют такую процедуру — выгоняют воздух открыв вентиль и открутив одну из гаек, из под неё выходит воздух,после чего её закручивают.

После такого монтажа влага остаётся в системе,последствия этого — окисление медных трубок, повреждение компрессора, забивание ТРВ влагой. А самое главное — значительное сокращение срока службы, таким образом можно загубить любой кондиционер, даже самый дорогой.

Дозаправка фреоном

Кондиционер заправлен на заводе хладагентом в расчёте на длину трассы приблизительно до 5 метров, при большей длине его придётся дозаправлять.

Точное количество указано в инструкции по монтажу и составляет около 5-20 грамм на метр дополнительной трассы, в зависимости от мощности кондиционера.

Необходимо высчитать количество недостающего фреона и заправить его методом «по массе».

В противном случае будет потеря холодильной мощности.

Проверка кондиционера

После запуска фреона в контур включаем кондиционер на охлаждение и измеряем температуру на выходе — она должна быть не ниже 0 0С.

Если температура ниже нуля, это говорит о недостаче фреона, который необходимо добавить (естественно, это при соблюдении рабочего температурного диапазона на улице конкретно для данного кондиционера).

После можно включить кондиционер в режим обогрева и проверить его работоспособность в этом режиме.

Проверка дренажа

  • Открываем крышку внутреннего блока
  • Снимаем фильтры
  • Аккуратно наливаем воду из бутылки в поддон кондиционера (можно лить прям на испаритель)
  • Убеждаемся что вода свободно выливается из дренажного шланга на улицу

Вот и всё, мы завершили установку кондиционера!

Осталось только рассмотреть некоторые нюансы — вальцевание и пайку трубок, удаление конденсата дренажной помпой, установку  защитных электрических устройств.

Как вакуумировать кондиционер

Вакуумирование кондиционера своими руками: технология по проведению работ + ценные рекомендации

После монтажа сплит–системы из ее устройства следует удалить весь лишний воздух и влагу, поэтому необходимо знать, как вакуумировать кондиционер. Процесс вакуумирования очень важен. Он обуславливает безотказную и долговечную работу вашего оборудования.

При установке кондиционера его блоки (внешний и внутренний) соединяются друг с другом при помощи медных труб. Их две, они образуют систему, определенную под циркуляцию хладагента в холодильном контуре сплит–системы. Трубы изготовлены из сплава с большим содержанием меди.

После монтажа фреоновой трассы оборудования в системе, то есть трубках, остается воздух и лишняя влага. Компоненты воздуха активно взаимодействуют с составляющими фреона. В итоге образуются вещества, влияние которых оказывает пагубное действие на работу кондиционера. Поэтому необходимым является вакуумирование трассы сплит–системы.

Процесс, которого следует избегать

Многие специалисты по монтажу игнорируют такую операцию, как вакуумирование сплит–системы. Вместо этого они выгоняют из системы часть фреона. Делается это для того, чтобы вытеснить воздух.

Вы тоже можете использовать продувку фреоном. Только это строго запрещено заводом – изготовителем. Способ изначально неправильный, и соответственно, совсем ненадежный. Его можно использовать только в самом крайнем случае, например, при отсутствии вакуумного насоса.

Для примера посмотрите трубки нескольких, уже поработавших кондиционеров. Они неприятного иссиня-черного цвета. Это результат окисления меди в процессе взаимодействия с влагой и воздухом. Такое же состояние будут иметь внутренности вашего кондиционера, если вы не проведете вакуумирование системы.

Конечно, потеря небольшой части хладагента особо не сказывается на работе кондиционера. Опасность нужно искать с другой стороны. В системе может остаться воздух, который впоследствии вступает в реакцию с хладагентом и вызывает сбои в работе оборудования.

Кондиционер начинает плохо охлаждать температуру в комнате. Пользователь оборудования пытается понизить температуру с помощью пульта, предпринимает попытки включения и выключения устройства. В итоге, электродвигатель сгорает и сплит-системе требуется ремонт, который стоит совсем недешево.

Если кондиционер находится на гарантийном обслуживании, при сбоях в ее работе будет произведена экспертиза оборудования, которая способна очень точно определить причину поломки. Если это заводской брак, фирма изготовитель возьмет все расходы по ремонту на себя. Если же экспертиза покажет, что оборудование использовалось при недопустимо низкой температуре, либо без существенной части фреона, дорогостоящий ремонт будет оплачивать владелец кондиционера.

Поэтому решая вопрос о том, вакуумировать кондиционер самому или довериться фирме – установщику, тщательно взвесьте все «за» и «против». Если монтаж будет произведен по всем возможным правилам, пользоваться оборудованием вы будете строго по инструкции и вовремя его обслуживать, то ваш кондиционер прослужит вам верой и правдой долгие годы. Хорошей погоды вашему дому и приятного климата!

4 Что нельзя делать при подготовке системы

Исследования по использованию кондиционеров раскрывают неприглядную картину. Часто, неопытные люди, выдающие себя за мастеров, ленятся провести процесс вакумирования кондиционера.

Такую процедуру они заменяют вытеснением части газа фреона, чтобы достичь нужного уровня вакуума. Подобные кустарные действия запрещаются производителем. Почти всегда это приведет к ухудшению качественных характеристик изделия и поломке оборудования в будущем. Если вы владеете гарантийным талоном, то сервисное обслуживание всегда предпочтительнее «дяди Васи» со стороны. Доверяйте только квалифицированным мастерам.

Чем выгонять «врагов»: вакуумные насосы

Поскольку вопрос о том, зачем вакуумировать кондиционер, уже рассмотрен, можно перейти к другому — не зачем, а чем это делать. Для герметизации компрессорно-конденсаторного блока используют вакуумные насосы, которые называют вакууматорами. Чтобы откачивать воздух из трассы, подойдет оборудование двух основных видов: как низковакуумное (0,1 мбар), так и высоковакуумное (0,02 мбар).

Принцип работы

Вакууматор связывает или отводит газообразные вещества из контуров климатического оборудования. Достигается это благодаря пониженному (отрицательному) давлению, разреженной атмосфере. В результате таких действий температура закипания жидкости снижается. Если устройство выводит воздух, он захватывает его, затем перемещает его к выходу. Когда прибор связывает молекулы газа, они выпадают на поверхность, откуда выводятся вместе с паром либо с жидкостью.

Низковакуумные приборы

Существует три типа этих насосов:

  1. Водокольцевые (жидкостно-кольцевые). Это оборудование одинаково хорошо справляется с отводом жидкости и воздуха. Недостатки — необходимость воды для работы, большое потребление электроэнергии.
  2. Двухроторные — двухступенчатые. Оба ротора в этом оборудовании работают синхронно. Они повышают давление, выталкивая воздух по направлению к сливному патрубку. Двухроторные насосы довольно эффективны и экономичны.
  3. Роторно-пластинчатые — одноступенчатые, простые модели. В таких насосах предусмотрена регулировка остаточного давления. Их преимущества — низкий уровень шума, удобное обслуживание. Минус — необходимость периодической замены масла, других расходников.

Если говорить о приборах, работающих только в низковакуумном диапазоне (от 105 до 102 Па), то к ним относится один вид — водокольцевой. Роторно-пластинчатое и двухроторное оборудование способно достигать 10-3 Па, поэтому их можно назвать более универсальными насосами.

Популярные статьи  Отопление в гараже: поиски наиболее эффективного и экономичного способа

Высоковакуумные насосы

Этих приборов также есть три вида:

  1. Диффузионные. Эти агрегаты для холодильного оборудования не используют, так как их рабочая жидкость — синтетические масла.
  2. Гетерионные (ионно-геттерные). Эффективность (97%, выше 10-5 Па) насосов обеспечивает титановая пленка, которая улавливает молекулы жидкостей и газов.
  3. Криогенные (криосорбционные). В этом случае задание выполняется с помощью закачки азота, который замораживает, а затем отводит воздух и воду из контура.

Самые эффективные — ионно-геттерные — приборы при подготовке сплит-систем к пуску используются крайне редко. Причина банальна: это их высокая цена.

Какой вакуумный насос выбрать?

Чтобы купить оптимальный прибор, нужно обратить внимание на несколько критериев. Первый из них — мощность кондиционера и протяженность трассы, второй габариты вакууматора, так как оборудование должно работать рядом с внешним блоком сплит-системы, а он иногда находится не в самых удобных местах. Другие поводы для размышлений:

Другие поводы для размышлений:

  1. Остаточное давление вакуумного насоса при работе без нагрузки, с закрытым входным вентилем. Меньшее значение, указываемое производителями в мбар, Па либо микронах, по сравнению с другими моделями, говорит о максимальной эффективности прибора.
  2. Производительность оборудования. Это объем газа, который способен прокачать вакууматор за час работы при определенном выпускном давлении. Этот параметр указывают в л/ч.
  3. Мощность электродвигателя (Вт). Она наиболее важна при длинной фреоновой магистрали сплит-системы. В этом случае нужен максимально мощный двигатель вакууматора.

Чаще всего при монтаже кондиционеров используются вакуумные роторно-пластинчатые и двухроторные модели насосов. Первые выбирают из-за приемлемой цены, однако они достаточно эффективны только при магистрали, протяженность которой составляет 3,5 метров, не более. Двухроторные вакууматоры для бытовых приборов уже считаются полупрофессиональным оборудованием.

Если говорить об удобстве работы с вакууматорами, то помимо размеров и веса необходимо учитывать минимальный уровень (или возможность гашения) вибрации, индикатор уровня масла, наличие клапана для стравливания воздуха, набора штуцеров и т. д. Климатические условия конкретного региона также учитывать необходимо.

Экономия средств по сравнению с вызовом мастера

Зная потребность в материалах и оборудовании, несложно подсчитать, насколько выгодна дозаправка кондиционера, выполняемая своими руками. Стоимость аренды берем на интернет-ресурсах компаний, предлагающих данную услугу в Московской области:

  • вакуумный насос + коллектор со шлангами – 700 руб. в сутки (12.5 у. е.);
  • полный комплект, включающий баллон с газом, манометрическую станцию и насос, — от 1000 руб./сутки (18 у. е.);
  • самый дорогой тип фреона — R410а — 650 руб. за 0.6 кг (12 у. е.).

Примем в расчет более дорогостоящий вариант – аренда оборудования плюс покупка фреона: 700 + 650 = 1350 руб. (24.5 у. е.). Минимальная стоимость заправки сплит-систем, декларируемая различными компаниями, составляет 2000 руб. (35 у. е.). Выгода от самостоятельного проведения заправочных работ не слишком велика – 650 руб. или 10.5 у. е.

Учтите ряд противоречивых факторов:

  1. Чтобы арендовать оборудование и приспособления, нужно затратить личное время.
  2. Цены, указываемые в интернете, могут быть занижены ради привлечения клиентов либо попросту устареть.
  3. Нередко фирма начисляет дополнительные расходы за выезд либо выставляет счет за каждую работу отдельно – вакуумацию, диагностику и заправку.
  4. Существует вероятность, что «дешевые» мастера выполнят работу некачественно и спустя год хладон снова улетучится.
  5. Не учтена стоимость аренды электронных весов. Допускается применение настольных кухонных весов, рассчитанных на измерение массы до 20 кг с точностью отображения до 1 грамма.

Как выполняется вакуумация?

Для обезвоздушивания, осушения контура климатического оборудования потребуются привычные инструменты и специальное «снаряжение». В набор входит:

  • вакууматор (насос);
  • манометрическая (коллекторная) станция;
  • гаечные ключи, отвертки;
  • ключи-шестигранники (4 мм).

Еще потребуется баллон с хладагентом для последующей заправки кондиционера. Вакуумирование проводят в такой последовательности:

  1. К сервисным портам внешнего блока шлангом подключают манометрическую станцию. Третьим шлангом подключают насос.
  2. Запускают вакууматор, открывают вентиль на манометрической станции, затем следят за стрелкой манометра, которая обязана опуститься (за 20-30 минут) до отрицательных значений.
  3. Насос отключают, затем ожидают окончательной очистки контура. На этот этап обычно требуется более получаса.
  4. Когда значение давления перестает меняться, сначала перекрывают вентиль на коллекторе, затем вакууматор отсоединяют.
  5. На внешнем блоке открывают вентили, потом запускают в контур фреон. Завершив операцию, отсоединяют коллекторные шланги.

Заправленную сплит-систему проверяют во всех режимах. Если система работает безукоризненно, то работа была проведена корректно. Когда стрелка манометра постепенно выходит из области отрицательного значения, это означает, что корпус не герметичен. Чтобы найти место утечки хладагента, используют опрессовку высоким давлением (40 Бар). Некоторые рекомендуют сначала попробовать провести проверку мыльным раствором.

Длительность операции зависит от мощности вакууматора. Простые приборы справляются с работой за 20-30 минут, такое же количество уходит на последующую проверку. Наиболее производительные модели способны справится за несколько минут, однако последующее тестирование после герметизации требует практически такого же времени (15-20 или 30 минут).

Однако специалисты время процедуры склонны увеличивать. Они говорят, что чем продолжительнее будет процесс, тем качественнее и длительнее будет в дальнейшем работа оборудования. Считается, что операция вакуумирования (вернее, проверки давления после выключения насоса) может затянуться на 1,5-2 часа. Если показания прибора за этот промежуток не изменились, то можно «с легким сердцем» отсоединять оборудование: манометр и вакууматор.

Как заправляют кондиционер?

После вакуумации необходима заправка сплит-системы, а для этого требуется сначала рассчитать необходимый объем фреона, а затем успешно его запустить в магистраль. Это можно сделать несколькими способами.

Самый элементарный вариант — заправка по массе. В этом случае используют специальные весы. Баллон взвешивают, определяют количество хладагента, затем заправляют фреоном трассу. Чтобы избежать ошибок, рекомендуют использовать заправочный цилиндр. Это устройство гарантирует скорость и точность заправки. Сначала с его помощью заправляют баллон, затем — контур. Единственный минус этого способа — небольшой размер емкости: она способна вместить только 4 кг вещества.

Заправка по давлению — второй возможный вариант, но в этом случае надо ориентироваться на информацию производителя оборудования. Заполнение контура состоит из нескольких этапов. Обязателен контроль заправки, поэтому используют монометрический коллектор. После того как закачивают первую порцию, показатели сверяют со специальной таблицей. После этого добавляют новую дозу. Продолжают операцию до тех пор, пока показатели манометра не сравняются с табличными данными.

Смотровое стекло — еще одна возможность контролировать объем фреона в системе. Если видны пузырьки, то они явное доказательство того, что хладагента еще недостаточно. Их исчезновение свидетельствует о заполнении контура. В этом случае заправку также делают небольшими порциями.

Если говорить о заправке на производстве, то здесь количество хладагента рассчитано на 5 м трассы кондиционера. Если магистраль имеет большую длину, то дозаправка обязательна. Например, для сплит-систем мощностью до 3 кВт на каждый дополнительный метр необходимо добавлять лишние 20 грамм.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: