Взрыв газового баллона возможен при разгерметизации
Газовый баллон может разгерметизироваться из-за резкого повышения давления в резервуаре. Как следствие, происходит пожар или взрыв. Требования к безопасному использованию баллонов и к их качеству ужесточены, тем не менее каждый год более 200 россиян погибают от их взрывов, тысячи – травмируются. Колбы могут быть разрушены при давлении:
- 5-литрового баллона: 15 – 16 Мпа или 120 – 160 атм;
- 27-литрового баллона: 7.5 – 13 Мпа или 75 – 130 атм;
- 50-литрового баллона: 7.5 – 12 Мпа или 75 – 120 атм.
Взрыв баллона отличается от воспламенения. Происходит взрыв непосредственно пропан-бутана, смешанного с кислородом, в воздухе снаружи баллона или внутри, когда давление колбы становится таким же, как атмосферное.
Степень опасности ГБО
Главный недостаток заключается в том, что использование газа может стать причиной непредвиденных последствий. Нередко взрыв газового баллона в машине приводил к серьезным травмам. Обычно это происходит при неправильной установке или нарушениях норм эксплуатации ГБО. Но известны случаи, когда газовый баллон взорвался в машине без видимых причин.
Опасность дополнительной системы топливного снабжения объясняется и другими факторами. Помимо взрывов машин на газу зарегистрированы случаи воспламенения газовых баллонов. Водители и пассажиры авто при этом спасаются, но автомобилю наносится непоправимый ущерб.
Давление в котле превышает допустимое
Необходимо постоянно контролировать давление в котле
Самая распространенная причина взрыва твердотопливных котлов заключается в избыточном давлении, которое возникает вследствие закипания теплоносителя. Особенно, это касается системы отопления с закрытым типом расширительного бочка. При открытом типа расширительных бочков избыточное давление сбрасывается в бак и в большинстве случаев есть возможность избежать взрыва котла или повреждения туб теплоносителя. В свою очередь, причин повышения давления теплоносителя существует несколько:
Если устранение вышеперечисленных причин не дали должного результата, вызывайте мастера газовщика.
Баллоны в автомобилях
Почему взрываются газовые баллоны с пропаном в автомобиле? Сегодня это тоже довольно актуальный вопрос.
Самые популярные причины этого таковы:
- Слабое качество системных агрегатов.
- Неверная настройка оборудования.
- Утечка по причине малозаметных трещин и ржавчины.
- Нарушенная герметичность из-за постоянных ударных воздействий.
- Постоянный перегрев газовой ёмкости.
- Излишнее наполнение баллона, не по норме.
П.1 заслуживает особого внимания
Очень важно приобретать ГБО высокого качества и правильно его обслуживать. Также зачастую водители не соблюдают простейшие меры безопасности при заправке и эксплуатации ёмкости
Как исключить вероятность взрыва
Чтобы ваше авто не стало героем видео «В машине взорвался газовый баллон», избегайте неопытных установщиков. Обратитесь в сервис или на специализированную станцию, где работают опытные монтажники.
Если водитель выбрал поколение ГБО, в котором нет мультиклапана, он должен сам контролировать, чтобы на заправке в баллон не попадало больше 80 % газа, а также следить, чтобы топливо было качественным. Желательно регулярно проверять соединения на герметичность (с помощью мыльного раствора).
Если почувствовали запах газа в дороге, немедленно остановитесь, заглушите мотор, откройте в салоне все окна. Не заводите автомобиль, пока не выявите причину неисправности.
Степень опасности ГБО
Главный недостаток заключается в том, что использование газа может стать причиной непредвиденных последствий. Нередко взрыв газового баллона в машине приводил к серьезным травмам. Обычно это происходит при неправильной установке или нарушениях норм эксплуатации ГБО. Но известны случаи, когда газовый баллон взорвался в машине без видимых причин.
Опасность дополнительной системы топливного снабжения объясняется и другими факторами. Помимо взрывов машин на газу зарегистрированы случаи воспламенения газовых баллонов. Водители и пассажиры авто при этом спасаются, но автомобилю наносится непоправимый ущерб.
Итак, причины взрыва газового баллона на авто с ГБО
- Низкое качество ГБО. Покупая дешевые аналоги запчастей и комплектующих, вы рискуете своими руками создать бомбу замедленного действия в своем авто. Дешевые «ноунэйм» детали не имеют надлежащего качества, не проходили испытаний на предмет совместимости и безопасности, поэтому от них можно ждать всего чего угодно. Если же газовый баллон окажется подделкой или это будет какой-то очень бюджетный вариант неизвестного происхождения, в процессе эксплуатации такой резервуар может не выдержать давления и сдетонировать. То же самое касается мультиклапана, от которого зависит как поведет себя система в случае избыточного давления. В идеале полноценный качественный мультиклапан сбрасывает избыточное давление путем аварийного сброса газа в атмосферу. Если «мультик» плохого качества или имеет дефекты. сброс не произойдет, а баллон разорвет от давления.
- Эксперименты и модификация. В погоне за экономией и удобством владельцы нередко прибегают ко всяческим уловкам, которые позволяют им получить еще больше выгоды от ГБО. Различные эксперименты с мультиклапаном порою заканчиваются печально. Удаление или подгибание поплавка, отключение или удаление предохранительного клапана и прочие извращения, которые люди выполняют на свой страх и риск в результате приводят к тому, что баллон взрывается. Поплавок не перекрывает подачу, а значит топлива входит больше, чем положено, некоторые умудряются заполнить под завязку. В результате при повышении температуры воздуха баллон не выдерживает давления и происходит взрыв. Если мультиклапан модифицирован и удален предохранительный клапан, аварийный сброс невозможен. Поэтому в жаркие дни, давление внутри газового баллона увеличивается до состояния критического, после чего резервуар просто разрывает.
- Срок службы и повреждения. Многие ошибочно полагают, что после установки ГБО, его можно эксплуатировать чуть ли не до конца службы авто. Это не так! Баллон подлежит опрессовке каждые 2 года эксплуатации, а спустя 10 лет он подлежит полной замене. Помимо этого, следует регулярно производить осмотр состояния баллона и прочего оборудования на предмет целостности. Есть другие факторы влияющие на износ оборудования, например, такие как коррозия. Если баллон начал интенсивно ржаветь, в его надежности нельзя быть уверенным. Также следует учитывать различные физические повреждения (потертости, удары, трещины, и т. д.), которые также могут привести к нарушению целостности резервуара и к взрыву баллона в конечном итоге.
- Нарушение техники безопасности. Есть те, кто панически боится ГБО и обходит такие стороной, есть и другие, которые пренебрегают всеми известными правилами ТБ. В итоге взрыв происходит по причине халатного отношения к взрывоопасным веществам. Это могут быть кузовные работы, которые проводились с применением газовой горелки или рихтовочные работы, в ходе которых повреждался баллон. Также нередки случаи, когда взрыв баллона происходил из-за критического нагревания или утечки газа, которую вовремя не устранили.
На самом деле причин может быть гораздо больше, однако описать их все просто невозможно. Во многом все зависит от конкретного случая и ряда событий, которые в последствии приводят к взрыву.
Возможен ли взрыв газового оборудования в машине
Действительно случаи взрывов и сгорания машин в последнее время участились. Какой-то конкретной статистики нам найти не удалось, но таких случаев хватает. Интернет наводнён подобными фотографиями. Связано это во многом с развитием и популярностью газовых систем на авто. Также с попыткой собственников, максимально сократить затраты на транспорт.
Взрыв метана в автомобиле на заправке
Чтобы понять причину такого финала, необходимо уточнить, что в авто с газобаллонной установкой взрывается именно баллон, а как известно ёмкости бывают для метана и для пропана. Подробнее об этом можно узнать здесь. Пропан-бутановая смесь находится в баке под давлением 12-15 атмосфер в сжиженном состоянии, а метан 200 атм. в сжатом. Поэтому устройство баллонов разное, равно как причины и последствия после их взрыва.
Степень опасности ГБО
Главный недостаток заключается в том, что использование газа может стать причиной непредвиденных последствий. Нередко взрыв газового баллона в машине приводил к серьезным травмам. Обычно это происходит при неправильной установке или нарушениях норм эксплуатации ГБО. Но известны случаи, когда газовый баллон взорвался в машине без видимых причин.
Опасность дополнительной системы топливного снабжения объясняется и другими факторами. Помимо взрывов машин на газу зарегистрированы случаи воспламенения газовых баллонов. Водители и пассажиры авто при этом спасаются, но автомобилю наносится непоправимый ущерб.
Основы газовых баллонов
Незаменимость газовых баллонов в быту с уверенностью может подтвердить значительная часть населения России.
Для многих использование баллонов со сжиженным газом – это не только возможность дополнительного удобства на даче, но и единственный доступный вариант газификации своего жилого дома
На государственном уровне Ростехнадзор выявил общие проблемы использования газовых баллонов, о которых необходимо знать, поскольку они связаны с их безопасным использованием:
- устаревший парк: около 90% всех баллонов не защищены от переполнения при заправке;
- отсутствие четкого государственного регулирования обращения баллонов на рынке, что может включать наличие незаконных заправок;
- необходимость совершенствования и приведения норм технических параметров к международным стандартам.
Несоблюдение этих требований и рекомендаций Европейской комиссии создает трудности в обеспечении безопасности газовых баллонов, используемых в России и импортируемых.
В дополнение к знанию общих проблем, чтобы облегчить представление о причинах, которые привели к взрыву, и условиях, которые могут способствовать этому, будет полезно знать, какие существуют цилиндры, понять устройство, понять некоторые из нюансы из физики взрыва и горения используемой в них смеси.
Типы газовых сосудов
В зависимости от области применения, используемого заряда и способов подключения газовые баллоны могут различаться как по конструкции, так и по материалу, из которого изготовлен корпус.
Для бытовых нужд, как правило, используют металлические (стальные) газовые баллоны или колбы из композитных материалов. У каждого есть свои плюсы и минусы
Наибольшей популярностью пользуются металлические баллоны, как новые, так и старые. Основная причина повышенного спроса на танки этого типа – относительно низкая цена на них и большое количество предложений на рынке, в том числе за счет танков советского производства.
Но именно стальные баллоны подвержены наибольшей опасности взрыва и, следуя принципам безопасности, требуют соблюдения ряда условий при их хранении и эксплуатации. Поэтому остановимся на них подробнее.
Как работает воздушный шар?
По конструкции газовый сосуд напоминает обычную зажигалку, емкость которой также заполнена веществом в двух агрегатных состояниях. Часть резервуара занята газом в жидкой фазе, оставшееся свободное пространство заполнено тем же веществом, но в газообразном виде (функционирует). Через запорное устройство газ поступает в соответствующее оборудование для розжига и использования по назначению.
В стандартную комплектацию газового баллона входят:
- Сам газовый баллон или оболочка цилиндрической формы с минимальной толщиной стенок 2 мм.
- Баллонный клапан с запорным элементом и маховиком.
- Кольцевая опора (башмак), обеспечивающая устойчивое вертикальное положение баллона с газом.
- Корпус, защищающий клапан от повреждений и загрязнения во время транспортировки, хранения и эксплуатации.
Крышка прикрепляется к специальной резьбовой части – кольцу горлышка бутылки.
Технически полезным и предохранительным устройством, которым можно оснащать газовые баллоны, является пропановый редуктор в комплекте с манометром
Его использование позволяет снижать, стабилизировать и поддерживать давление смеси на значениях, установленных для конкретного потребителя газа. Этот адаптер легко устанавливается на баллон любого типа.
Газовая смесь для бытовых баллонов
Баллоны заполнены углеводородным газом, смесью пропана и бутана, который закачивается в сосуд под давлением до 15 МПа.
Соотношение этих углеводородов определяет сезонность использования смеси или конкретного региона. Дело в том, что при относительно идентичных основных свойствах пропан и бутан имеют значительную разницу в значениях температур испарения: бутан – 0,5 ° C, пропан – 43 ° C (со знаком минус).
В связи с нецелесообразностью выпуска баллонных газов отдельных марок для каждого региона ГОСТ предусматривает единую пропан-бутановую смесь с определенным процентным содержанием этих газов
Знание принципа смешения углеводородов, используемых на газовых месторождениях, имеет основополагающее значение не только для возможности снизить стоимость топлива (бутан дешевле пропана), но и для снижения, из-за менее интенсивного испарения бутана, риска возникновения давления увеличиваются при значительном повышении температуры окружающей среды. Резкое повышение давления в резервуаре может вызвать его разгерметизацию и, как следствие, взрыв или пожар.
Взрыв баллона ГБО — причины. Можно ли предотвратить взрыв газового баллона?
Могу поспорить, что перед тем, как установить ГБО, каждый из вас слышал страшилку о том, что газ — это опасно, это чревато взрывом баллона и летальным исходом. Но, как показывает практика, подобного рода явления — большая редкость и в большинстве случаев именно мы в этом виноваты.
Почему взрываются баллоны на авто, кто или что является причиной этого и можно ли избежать взрыва ГБО вы узнаете из моей сегодняшней статьи.
Устанавливая ГБО, почти все переживают о том, как взрывоопасное вещество будет себя вести в автомобиле. Не “бахнет” ли? Можно ли курить в салоне с ГБО? А что если искра? А если утечка газа? В общем вопросов было много, некоторые нашли ответы, некоторые просто привыкли к тому, что газ есть и надо быть осторожнее, а есть и те, кто по сей день опасается всего и вся.
Но, как показывает практика, газ на авто абсолютно безопасен, более того доказано, что бензин представляет большую опасность, нежели ГБО. Также статистика неумолимо свидетельствует о том, что взрыв ГБО происходит в большинстве случаев если не во всех, по вине нарушения правил эксплуатации, или нарушений допущенных в процессе установки газа на авто.
Итак, причины взрыва газового баллона на авто с ГБО
- Низкое качество ГБО. Покупая дешевые аналоги запчастей и комплектующих, вы рискуете своими руками создать бомбу замедленного действия в своем авто. Дешевые “ноунэйм” детали не имеют надлежащего качества, не проходили испытаний на предмет совместимости и безопасности, поэтому от них можно ждать всего чего угодно. Если же газовый баллон окажется подделкой или это будет какой-то очень бюджетный вариант неизвестного происхождения, в процессе эксплуатации такой резервуар может не выдержать давления и сдетонировать. То же самое касается мультиклапана, от которого зависит как поведет себя система в случае избыточного давления.
В идеале полноценный качественный мультиклапан сбрасывает избыточное давление путем аварийного сброса газа в атмосферу. Если “мультик” плохого качества или имеет дефекты. сброс не произойдет, а баллон разорвет от давления.
- Эксперименты и модификация. В погоне за экономией и удобством владельцы нередко прибегают ко всяческим уловкам, которые позволяют им получить еще больше выгоды от ГБО. Различные эксперименты с мультиклапаном порою заканчиваются печально.
Удаление или подгибание поплавка, отключение или удаление предохранительного клапана и прочие извращения, которые люди выполняют на свой страх и риск в результате приводят к тому, что баллон взрывается. Поплавок не перекрывает подачу, а значит топлива входит больше, чем положено, некоторые умудряются заполнить под завязку.
В результате при повышении температуры воздуха баллон не выдерживает давления и происходит взрыв. Если мультиклапан модифицирован и удален предохранительный клапан, аварийный сброс невозможен. Поэтому в жаркие дни, давление внутри газового баллона увеличивается до состояния критического, после чего резервуар просто разрывает.
- Срок службы и повреждения. Многие ошибочно полагают, что после установки ГБО, его можно эксплуатировать чуть ли не до конца службы авто. Это не так! Баллон подлежит опрессовке каждые 2 года эксплуатации, а спустя 10 лет он подлежит полной замене. Помимо этого, следует регулярно производить осмотр состояния баллона и прочего оборудования на предмет целостности. Есть другие факторы влияющие на износ оборудования, например, такие как коррозия. Если баллон начал интенсивно ржаветь, в его надежности нельзя быть уверенным.
Также следует учитывать различные физические повреждения (потертости, удары, трещины, и т. д.), которые также могут привести к нарушению целостности резервуара и к взрыву баллона в конечном итоге.
- Нарушение техники безопасности. Есть те, кто панически боится ГБО и обходит такие стороной, есть и другие, которые пренебрегают всеми известными правилами ТБ. В итоге взрыв происходит по причине халатного отношения к взрывоопасным веществам. Это могут быть кузовные работы, которые проводились с применением газовой горелки или рихтовочные работы, в ходе которых повреждался баллон. Также нередки случаи, когда взрыв баллона происходил из-за критического нагревания или утечки газа, которую вовремя не устранили.
На самом деле причин может быть гораздо больше, однако описать их все просто невозможно. Во многом все зависит от конкретного случая и ряда событий, которые в последствии приводят к взрыву.
Степень опасности ГБО
Главный недостаток заключается в том, что использование газа может стать причиной непредвиденных последствий. Нередко взрыв газового баллона в машине приводил к серьезным травмам. Обычно это происходит при неправильной установке или нарушениях норм эксплуатации ГБО. Но известны случаи, когда газовый баллон взорвался в машине без видимых причин.
Опасность дополнительной системы топливного снабжения объясняется и другими факторами. Помимо взрывов машин на газу зарегистрированы случаи воспламенения газовых баллонов. Водители и пассажиры авто при этом спасаются, но автомобилю наносится непоправимый ущерб.
Основное о газовых баллонах
Незаменимость до настоящего времени газовых баллонов в быту может с уверенностью подтвердить значительная часть населения России.
Для многих людей использование баллонов со сжиженным газом — это не просто возможность иметь дополнительные удобства на даче, а единственно доступный вариант газификации своего жилого дома
На государственном уровне Ростехнадзором обозначены общие проблемы по использованию газовых сосудов, о которых необходимо знать, так как они связаны с их безопасным использованием:
- устаревший парк — около 90% всех баллонов не защищены от переполнения во время заправки;
- отсутствие чёткого государственного регулирования в области обращения баллонов на рынке, к чему можно отнести наличие нелегальных заправок;
- необходимость совершенствования и доведение норм технических параметров до международных стандартов.
Несоответствие этим требованиям и рекомендациям европейской комиссии накладывает сложность в обеспечении безопасности используемой в России и импортной газобаллонной продукции.
Кроме знания общих проблем, чтобы легче было представить причины, приводящие к взрыву, и условия, которые могут способствовать этому, полезным будет знать, какие существуют баллоны, разобраться с устройством, понять некоторые нюансы из физики взрыва и горения используемой в них смеси.
Виды сосудов для газа
В зависимости от области применения, используемого наполнителя и способов подключения, газовые сосуды могут отличаться как конструктивно, так и по материалу, из которого изготовлен корпус.
Для бытовых нужд, как правило, используются металлические (стальные) газовые сосуды или колбы из композитных материалов. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы
Наиболее популярны металлические баллоны, как новые, так и сосуды старого парка. Главная причина повышенного спроса на резервуары этого типа — относительно невысокая цена на них и большое количество предложений на рынке, в том числе, за счёт емкостей, изготовленных ещё в советские времена.
Но именно стальные баллоны подвержены наибольшей опасности взрыва и, следуя принципам безопасности, требуют соблюдения ряда условий при их хранении и эксплуатации. Поэтому подробней остановимся именно на них.
Как устроен баллон?
По конструкции газовый сосуд напоминает обычную зажигалку, ёмкость которой также заполнена веществом, находящимся в двух агрегатных состояниях. Часть резервуара занимает газ в жидкой фазе, оставшееся свободное пространство заполнено этим же веществом, но в газообразном (рабочем) виде. Через запорное устройство газ поступает в соответствующее оборудование для поджига и использования по назначению.
Стандартная комплектация газового баллона включает в себя:
- Сам сосуд для газа или обечайка, цилиндрической формы и с минимальной толщиной стенок 2 мм.
- Баллонный вентиль с запорным элементом и маховиком.
- Кольцевая опора (башмак), обеспечивающая устойчивое вертикальное положение ёмкости с газом.
- Кожух, защищающий вентиль от повреждений и загрязнений при транспортировке, хранении и эксплуатации.
На специальную резьбовую деталь — кольцо горловины баллона крепится колпак.
Полезным технически и в плане безопасности устройством, которым могут быть оснащены газовые баллоны, является пропановый редуктор в комплекте с манометром
Его применение позволяет снижать, стабилизировать и поддерживать давление смеси в заданных для конкретного газового потребителя значениях. Такой адаптер легко устанавливается на баллонах любого вида.
Газовая смесь для бытовых баллонов
Наполнителем для баллонов служит углеводородный газ — смесь пропана и бутана, которая закачивается в сосуд под давлением до 15 МПа.
Соотношение этих углеводородов определяет сезонность использования смеси или конкретный регион. Дело в том, что при относительно одинаковых основных свойствах, пропан и бутан имеют существенную разницу значений температур испарения: бутан — 0,5 °С, пропан — 43 °С (со знаком минус).
В связи с нецелесообразностью производства для каждого региона отдельных марок баллонного газа, ГОСТом предусмотрена унифицированная пропан-бутановая смесь с определённым процентным соотношением этих газов
Знание принципа смешения используемых в газовых резервуарах углеводородов имеет существенное значение не только в возможности удешевить топливо (бутан дешевле пропана), но и в снижении, из-за менее интенсивного испарения бутана, риска образования повышенного давления при значительном увеличении температуры окружающего воздуха. Резкое увеличение давления в резервуаре может послужить причиной его разгерметизации и, соответственно, взрыва или пожара.
Сценарии последствий взрыва баллона
Приведённые выше причины взрыва или возгорания газовых сосудов, могут в различных вариантах спровоцировать следующие опасные сценарии.
Разрыв баллона и выброс пламени
Взрыв баллона и воспламенение пропан-бутана опасны воздействием следующих факторов:
- столба сильного пламени, быстро увеличивающего площадь пожара;
- высокой температуры огня в очаге взрыва;
- токсичности продуктов горения.
Поражение может наступить и от удушья, вследствие значительного уменьшения кислорода при резкой концентрации вредных газов.
Проводимые исследования показали, что герметизация оказавшегося в очаге пожара 50-литрового газового сосуда со сжиженным газом нарушается менее чем через 5 минут. Как следствие — пожар-вспышка с выбросом «огненного шара» достигающего в диаметре 10 м
Обычно разрыв сосуда происходит по его боковой части.
Вторичные поражающие воздействия от взрыва
Вторичными, но не менее серьёзными поражающими последствиями при взрыве баллона, являются:
- отрыв вентиля;
- воздействие волны сжатия или ударной волны;
- повреждение от осколков элементов обечайки.
Осколки от баллона и его оторвавшиеся элементы могут разлетаться очень далеко, нанося поражение в радиусе до 250 м, и подниматься на тридцатиметровую высоту.
Опасность утечки газа
Опасность утечки пропана из повреждённой ёмкости заключается в том, что в помещении очень быстро, и в больших объёмах, создаётся взрывоопасная концентрация смеси углеводорода и кислорода — значительно быстрее, чем при утечках жидких горючих веществ.
Сильную утечку смеси из колбы или неисправной запорной арматуры можно определить по запаху или на слух — звук схож с тем, что мы слышим при быстром сдувании воздушного шарика.
При подозрении на утечку газа или в целях контроля её отсутствия, достаточно будет губкой нанести на баллон мыльный раствор и по образующимся пузырькам определить место разгерметизации
Если утечка газа есть, то необходимо накрыть место разгерметизации мокрой тряпкой, с осторожностью вынести сосуд на улицу и вызвать газовщиков. С 2016 года техническими правилами предусмотрена обязательная установка сигнализаторов загазованности в новых домах
Для ранее построенного жилья данная норма имеет рекомендательный характер, но польза этого устройства, особенно в домах, где используется баллонный газ, несомненна
С 2016 года техническими правилами предусмотрена обязательная установка сигнализаторов загазованности в новых домах. Для ранее построенного жилья данная норма имеет рекомендательный характер, но польза этого устройства, особенно в домах, где используется баллонный газ, несомненна.
Дело в том, что плотность углеводородной смеси больше плотности воздуха. При нарушении герметизации колбы, запорного оборудования или соединительного шланга газ начинает скапливаться внизу, и его запах сразу можно не обнаружить. Вот почему, смесь с пропаном, попавшая в воздух из повреждённого газового баллона, часто взрывается в домах от любой искры, не будучи замеченной.